четверг, 7 ноября 2013 г.

Kryptogen Rundfunk / Zhelezobeton Records (Noise / Experimental, Russia)


Привет. Представься. Расскажи вкратце о себе. О своем проекте.
Привет! Меня зовут Артём, и мы беседуем тут по поводу моего проекта KRYPTOGEN RUNDFUNK, в рамках которого я занимаюсь шумовой и экспериментальной музыкой. Родился во Пскове, сейчас живу в Санкт-Петербурге, и также участвую в ряде других групп и проектов, в частности, HATTIFNATTER и ГОВОРИТ РАДИО КОСМОС, часто играю живьём в составе ШУМОВ РОССИИ и LUNAR ABYSS. Заведую лейблом и дистрибьюцией Zhelezobeton, участвую в организации нойз-полян на лесных фестивалях “Systo” и “Вещий Мох”, придерживаюсь буддистского мировоззрения.

Как создавался Kryptogen Rundfunk? Что тобою двигало? Какие цели преследовал?
Ещё в школьные годы пытался играть гранж и панк с друзьями, даже разок выступил в составе панк-группы Взрыватель в местном рок-клубе. Позже заинтересовался более абстрактной и инструментальной музыкой, а открыв для себя первые дарк-эмбиентные, шумовые и экспериментальные записи, захотелось создавать что-то в этом направлении. Под рукой на тот момент не было никаких инструментов, кроме компьютера и радиоприёмника – с них всё и началось. Думаю, мною двигало сугубо любопытство – было интересно слушать композиции с чисто фактурным звуком, без ярко выраженных ритмов и мелодий, наблюдать за собственной психологической реакцией…


Сколько записей / Сплитов / Коллабораций ты выпустил? Какие из них можешь выделить?
Сольных записей выпустил немного – только один CD-альбом «22.SZ» в 2004 г. и потом концертник «Live 2005» в 2011. Больше выходило сплитов и коллабораций с друзьями и единомышленниками, также более десятка сборников с участием KR. Детальную дискографию можно посмотреть на сайте http://kr.radionoise.ru или на http://www.discogs.com/artist/Kryptogen+Rundfunk. Мне кажется, все выпущенные записи по -своему занятны и своеобразны, с каждой связана своя история, так что сложно выделить что-то одно.


Как часто играешь в живую  Какими средствами? Насколько живое выступление отличается от студийной работы именно для тебя?
Как KRYPTOGEN RUNDFUNK играть живьём начал с 2004 года и много играл до 2009 г. Потом приостановил концертную деятельность проекта, играя в основном в других составах. В этом году подготовил новую программу и снова начал выступать также и в одиночку. На концертах использую несколько потоков предварительно записанных сэмплов, складывая из них мозаику в произвольном порядке, плюс, как правило, радиоприёмник, синтезатор «Роктон», микрофон и устройства обработки звука.
Игра вживую сильно отличается от записи треков, концерт – это сфокусированная звуковая энергия здесь и сейчас, звук становится продолжением твоего ума, и приятно сделать контакт со слушателями действительно живым, спонтанным и насыщенным. А записывая треки, можно прослушивать их по сто раз, по-разному сочетать дорожки, применять обработки, в общем, это более размеренный и длительный процесс, в котором в итоге со временем находишь нужный градус дистилляции звуковой энергии.


Есть ли у твоего проекта идеология? Как считаешь, есть ли смысл тащить политику в шум / индастриал?
Какой-то чётко сформулированной идеологии у проекта нет, возможно, есть какие-то характерные черты, вроде использования радиошумов и аналоговых синтезаторов, но вряд ли это можно назвать идеологией. Лично мне не очень интересно глубоко погружаться в политику, т.к. и кроме неё хватает интересных вещей в жизни, но для кого-то это может быть уместно – за весь индастриал сказать не могу)

Расскажи побольше о Hattifnatter и Говорит Радио Космос.
HATTIFNATTER – наш совместный проект с Женей Савенко (LUNAR ABYSS, ПУСТОТА и множество других инкарнаций, лейбл BioSonar), в котором мы просто свободно импровизируем – обычно для описания стиля мы пользуемся такими ярлыками, как lo-end / easy noise / trip ambient.
ГОВОРИТ РАДИО КОСМОС – ещё один наш совместный проект. Раньше в нём принимал участие Коля Калмыков (ХЛАДНА, ЪЗЕВОДВОЗОГОНЬ), но сейчас он почти не занимается музыкой. Под этим именем мы играем более жёсткий «потоковый» психоделический космо-нойз, опять же, при помощи радиошумов и синтезаторов.


Как, по-твоему, твоя музыка элитарна? Как выглядит среднестатистический слушатель твоих проектов? Ну и к слову как относишься к хипстерам?
Эээ, элитарность – какое-то сомнительное слово, от него веет гордостью… но, как правило, люди неинтеллектуального склада ума такую музыку не слушают. Я вижу слушателей, которые приходят на концерты, обычно это симпатичные образованные люди. Насчёт хипстеров мне трудно судить – обычно мало с ними пересекаюсь, да и не очень понимаю, где проходит грань, за которой человека можно называть хипстером.  Если это современная модная молодёжь, которая интересуется экспериментальной культурой – не вижу ничего плохого. А если это поверхностные люди, просаживающие жизнь в бессмысленном времяпрепровождении, то неважно, хипстеры они, или гопники, или экзистенционалисты, или ещё кто-то – тут можно только посочувствовать)

Расскажи о своем лейбле. Когда ты его запустил? Почему? Какие цели преследуешь и т.д.? Какая позиция у лейбла?
Идея с лейблом пришла в 2002 году, когда наши друзья CLONING EXPERIMENT FAILURE записали классную пластинку, и хотелось как-то поделиться этой музыкой с остальными – тогда мы сделали сотню с небольшим дисков с наполовину рукотворным оформлением, оформили страничку в Интернете – так и появился лейбл. На тот момент мы не знали почти никого, кто бы занимался у нас подобного рода музыкой… А после знакомства с несколькими питерскими музыкантами появился небольшой раздел дистрибьюции, который постепенно развивался вместе с собственно лейблом. Цели и сейчас остаются такими же – возможность познакомить заинтересованных слушателей с экспериментальной музыкой во всевозможных её проявлениях.


На тематических форумах и по замечаниям знакомых на твоем дистро достаточно высокие цены. С чем это связано? Живешь ли ты за счет музыки или есть другие источники дохода? Чем занимаешься помимо проектов / лейбла / дистро?
Честно говоря, думаю, что у меня вполне приемлемые цены для мэйлордера такого формата. Низкие цены бывают у маленьких лейблов с небольшими дистрибьюциями, а когда каталог большой – приходится часто работать с поставщиками-посредниками, и цена на релизы складывается уже из их прейскурантов + моей надбавки, которую я всегда стараюсь делать в разумных пределах. Конечно, когда человек ищет какой-то конкретный релиз или продукцию определённого лейбла, ему может быть удобнее покопаться в Интернете и сделать заказ на самом лейбле или на узкоспециализированном дистро. Но бывает и так, что кому-то интересно сделать большой сборный заказ из разноплановых позиций, или просто удобнее работать с одним проверенным поставщиком – и тогда небольшая переплата за удобство не становится проблемой.
В своё время я работал на обычной работе, и ведение лейбла с дистро было просто хобби. Но по мере роста каталога это становилось всё сложнее и сложнее сочетать, времени одного дня просто не хватало на оба вида деятельности. Поэтому в какой-то момент пришлось выбирать, либо сворачивать мэйлордер и погружаться в «нормальную» жизнь, либо рискнуть и заняться тем, что действительно кажется интересным – поэтому я ушёл с работы и сейчас живу только за счёт деятельности дистро.

Сколько релизов вышло на лейбле? На какие жанры ориентирован значок? Что надо сделать чтоб моя пластинка попала в каталог Zhelezobetonа?
На основном лейбле вышло 36 релизов, плюс ещё 12 релизов на суб-лейблах: Muzyka Voln, ZHB Film и ZHB Distribution Division. Выбор музыки для издания определяется исключительно личными предпочтениями – как правило, это записи друзей и близких по духу людей. На основном лейбле издаются разноформатные экспериментальные записи, на Музыке Волн – более эмбиентный и спокойный материал.
Чтобы пластинка попала в дистро ЖБ, нужно поменяться со мной, или прислать её на реализацию.


Очень важный вопрос касаемо лейбла... как ты рассчитываешься с музыкантами? Какую часть тиража ты им отдаешь?
Это зависит от условий издания. Если производство тиража оплачиваю я, то музыканты получают 15% тиража + половину с интернет-продаж через каналы лейбла, но бывает и так, что мы делим все расходы пополам, или даже музыкант может оплатить производство целиком, если у него на данный момент времени больше финансовых возможностей, чем у меня, – в таких случаях договариваемся индивидуально.

Какой формат наиболее удобен для тебя? Как для издателя, так и для слушателя. Что думаешь о мп3?
Выбор формата зависит от того, как ты собираешься слушать музыку. Если в дороге с телефона, то, конечно, нет ничего удобнее мп3, но если слушать дома – работая за компом, или же полностью погружаясь в прослушивание, - то лучше CD, винил, или кассеты. Мне нравится, когда можно подержать в руках обложку, получить какие-то впечатления от дизайна, почитать какую-нибудь дополнительную информацию из буклета… так релиз воспринимается более целостно. К тому же, если за музыку уплачены деньги, в неё начинаешь вникать более внимательно, а к бесплатным мп3 относишься как к одноразовой посуде)


Есть ли индастриал / нойз сцена в России?
Да, конечно есть – очень много народу сейчас экспериментирует со звуком, и немало тех, кто делает это хорошо. Это видно и по количеству андерграундных изданий, и по частым концертам (в основном, конечно, в Питере и в Москве, но и другие города тоже потихоньку просыпаются), и по составам участников на фестах типа Systo.

Кого на современной СНГ-сцене можешь отметить? Какие проекты на данный момент тебе интересны?
В основном это люди, с которыми, так или иначе, взаимодействуешь на концертах, фестивалях или в плане дистрибьюции: проекты с лейбла - BIOSONAR, KSHATRIY, ШЕСТЬ МЁРТВЫХ БОЛГАР, NEZNAMO, ОГНИ ВИДЕНИЙ, VETROPHONIA, ОЦЕПЕНЕВШИЕ, THREE COWS FREE, TILE~SHORE, DVORY, X3D5, УТРОВОРТУ, SVETLO, A.T.M.O.M., BARDOSENETICCUBE, SAL SOLARIS, EXIT IN GREY, CYCLOTIMIA и сайд-проекты, MARUUN, RIVERZ END, PLACES, AKINESIA… наверняка кого-нибудь забыл упомянуть)

Чем на твой взгляд отличается индустриал 90-х от индустриала 2000-х в СНГ??
Тогда ещё у людей не было поголовной компьютеризации и интернета, поэтому, конечно, различия есть. Сейчас можно открыть любую программку, за полчаса «накликать» несколько треков, разослать их друзьям или выложить на soundcloud или bandcamp…. а тогда писались максимум на четырёхдорожечники, но, думаю, чаще на обычную плёнку живьём через пульт, использовали только настоящие приборы для обработки звука, никаких плагинов… поэтому звук более грубый, прямолинейный и сосредоточенный. Кроме того, было гораздо меньше информации о мировой индустриальной сцене, поэтому всё происходящее было более аутентичным.

Что думаешь о правом нойзе? О таких лейблах как UFA Muzak?
Сам не увлекаюсь, но если кому-то такая эстетика симпатизирует – почему нет? С UFA Muzak сотрудничаем, у них, кстати, всегда очень хороший дизайн релизов.


Как выглядит твой топ-5 лучших индастриал-нойз пластинок всех времен и народов?
У меня нет такого рейтинга... Могу назвать несколько пластинок, которые в своё время стали открытием и сильно повлияли на увлечение подобной музыкой:
MUSLIMGAUZE – Return of Black September и Azzazin / MAEROR TRI – Multiple Personality Disorder / DEUTSCH NEPAL – ¡Comprendido!... Time Stop! ...and World Ending / HAUS ARAFNA – Blut / STRATVM TERROR – Pariah Demise / AIN SOPH – Aurora / AUBE – 108 / BAD SECTOR – Polonoid

Читаешь ли ты профильные фанзины? Какие можешь порекомендовать? Что вообще читаешь?
Мне кажется, не так уж много у нас профильных фэнзинов, особенно на русском языке. Помимо твоего сайта есть всего лишь пара-тройка интересных страниц, на которых, в основном, публикуют только рецензии на диски, а в бумажном виде у нас вообще нет никаких регулярных изданий. Самый яркий «реальный» нойзовый фэнзин на настоящий момент – это, пожалуй, финский Special Interests. Из веб-зинов на русском можно порекомендовать http://piedpaper.blogspot.com, http://katab.asia, http://maeror3.livejournal.com. Сам я сейчас читаю в основном буддийскую литературу.

Планы на будущее как музыканта и как издателя?
Планов всегда очень много… в ближайшее время будут выпущены диски SAL SOLARIS «Die Scherben 2004-2010» (культФРОНТ / Zhelezobeton) и EXIT IN GREY «Shadows Of Stillness» (Muzyka Voln). А из собственных записей – в принципе, уже готов полноформатный альбом HATTIFNATTER, в работе кое-какой материал для ШУМОВ РОССИИ, и в совсем неопределённом будущем – доведение до ума нового альбома KR.


Комментариев нет:

Отправить комментарий